IV Церковно-краеведческие Скворцовские чтения МКО. 28 июня 2017 г.

IV ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СКВОРЦОВСКИЕ ЧТЕНИЯ МОСКОВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
28 июня 2017 г.

28 июня 2017 г. Московское краеведческое общество (МКО) провело очередные, уже IV Церковно-краеведческие Скворцовские чтения . Чтения организуются с 2007 г. и носят имя одного из основоположников церковного москвоведения, историка московских храмов, автора первого учебника по москвоведению - «Археология и топография Москвы» (М., 1913) - протоиерея Николая Алексеевича Скворцова (1861-1917). Состоявшиеся Скворцовские чтения были приурочены к 100-летию блаженной кончины отца Николая, погибшего в ночь на 15 июня (28 июня по н.ст.) 1917 г. от рук грабителей в своем доме при храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Традиционно Скворцовские чтения МКО проводит совместно с храмом Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами и с существующим (уже 20 лет) при храме Историко-краеведческим приходским обществом (ИКПО) имени отца Николая Скворцова. В этом году соорганизатором Чтений выступил также Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь.

В связи с посвящением IV Чтений столь значимой дате было решено к их началу выпустить историко-биографическую статью об отце Николае Скворцове. Хорошо известный краеведам «Московский журнал» опубликовал очерк председателя СКР и МКО канд. ист. наук, проф. В.Ф.Козлова «Выдающийся церковный историк-москвовед. К 100-летию гибели протоиерея Николая Алексеевича Скворцова (1861-1917)» (2017. №7 (319). С.2-18). В.Ф.Козлов давно занимается изучением жизни и научного наследия Н.А.Скворцова, он автор первого, опубликованного еще в 1997 г. в сборнике «Краеведы Москвы (историки и знатоки Москвы)» (С.171-195) биографического очерка о нем, а также ряда статей в справочниках, в том числе в «Московской энциклопедии» (Т.1. Кн.4. М., 2012).

На могиле отца Николая Скворцова на Ваганьковском кладбище, куда прах его и погибшей вместе с ним его супруги Е.М.Скворцовой (урожд. Пятикрестовской) был перенесен, когда разрушали Лазаревское кладбище, (где изначально были похоронены супруги Скворцовы - возле южной стены храма), непосредственно перед началом Чтений прошла панихида. Ее совершил иерей храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Сергий Матюшин. На панихиде присутствовали руководители и члены СКР и МКО, представители прихода Святодуховского храма, потомки Н.А.Скворцова по линии его родной сестры Екатерины Алексеевны .

IV Скворцовские чтения прошли в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря (где с 2016 г. уже не единожды МКО проводило свои церковно-краеведческие мероприятия). В большой сводчатой монастырской палате собралось около 50 человек: членов Советов СКР и МКО, москвоведов, историков, архивистов, библиотечных работников, прихожан храмов Сошествия Свтяого Духа на Лазаревском кладбище, Знамения за Петровскими воротами, православных москвичей. Приняли участие в Скворцовских чтениях и потомки Н.А.Скворцова, в том числе правнучка его родной сестры И.А.Ярош .

Скворцовские чтения 2017 г. были посвящены теме «Протоиерей Н.А.Скворцов (1861-1917) - церковно-общественный деятель, историк московских храмов. Продолжение традиций в современном церковном москвоведении». Традиционно программа Чтений состоит из двух частей мемориальной, посвященной непосредственно личности Н.А.Скворцова, и тематической, связанной с тем или иным ракурсом церковного краеведения, с историей утраченных храмов и монастырей Московской епархии. Не стали исключением и нынешние Чтения. Всего в программу было включено 11 докладов: 7 из них имели непосредственное отношение к биографии, научным занятиям и мемориальным местам в Москве отца Николая Скворцова (в программе эти доклады были сгруппированы по хронологии этапов жизни протоиерея Скворцова), а остальные выступления затрагивали проблемы изучения, воссоздания разрушенных храмов, сохранения памяти о них и популяризации церковно-краеведческого знания.

Открылись Чтения приветственными словами насельника Высоко-Петровского монастыря иеромонаха Лаврентия (Полешкевича) и председателя СКР и МКО В.Ф.Козлова .

Приветствовав аудиторию от имени братии и наместника Высоко-Петровского монастыря, иеромонах Лаврентий (Полешкевич) отметил важность проведения Скворцовских чтений и важность сохранения памяти об отце Николае, о его жизни и научных трудах как о примере для ныне живущих. Было также сказано о том что, заложенная отцом Николаем традиция изучения утраченных храмов не только не устарела, но уже после его смерти приобрела еще большую актуальность в связи с гонениями, которые обрушились на Русскую Православную Церковь (РПЦ) в ХХ в., повлекшими утрату многих православных святынь, закрытие и разрушение храмов и монастырей, особенно в 1920-1930-е гг. По словам иеромонаха Лаврентия, самое важное, что современные москвичи должны взять из наследия, оставленного отцом Николаем Скворцовым, - это понимание необходимости заботиться о сохранении исторического облика Москвы, той его основы (храмов, монастырей, исторических памятников), которая позволит большому, быстро развивающемуся столичному мегаполису сохранить свою древнюю первооснову, свое историческое лицо, свой уникальный облик, те духовные и культурные ценности, которые переданы нам предшествующими поколениями.

В.Ф.Козлов, приветствуя собравшихся от имени организаторов Скворцовских чтений, поблагодарил всех присутствующих, те общественные организации (СКР, МКО, ИКПО им. отца Николая Скворцова), которые поддерживают традиции сохранения памяти о Н.А.Скворцове, храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, где есть небольшая мемориальная экспозиция, посвященная пастырю-ученому, всех тех людей: москвоведов, церковно- и священнослужителей, потомков, кто помнит и почитает протоиерея Н.А.Скворцова. Особую благодарность В.Ф.Козлов выразил главному редактору «Москвоского журнала», члену Совета МКО А.Ф.Грушиной, очень много делающей для развития и популяризации москвоведческого знания, за выпуск очередного июльского номера журнала с материалом о Н.А.Скворцове непосредственно к Скворцовским чтениям. В.Ф.Козлов подчеркнул, что отец Николай был не только пастырем и ученым, но и общественным деятелем, он много лет возглавлял Церковно-археологический отдел (ЦАО) крупнейшего церковного общества - Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП; 1863-1918), был деятельным членом разных церковно-общественных организаций: комиссий и комитетов, которые занимались изучением, популяризацией церковной истории и церковных памятников Московской епархии, подготовкой празднования исторических юбилеев, публикацией историко-церковных трудов и т.д. В.Ф.Козлов пожелал всем участникам Чтений плодотворной работы.

После вступительного слова В.Ф.Козлов непосредственно перешел к научной части и представил слушателям доклад «Подвижник церковного москвоведения: духовное и научное служение отца Николая Скворцова (1861-1917)», где последовательно охарактеризовал все основные биографические вехи отца Николая, рассказал о его церковно-научной деятельности, о его основных трудах. Помимо опубликованных работ докладчик рассказал и о рукописных трудах церковного историка, сохранившихся в его личном фонде в НИОР РГБ. Вкратце В.Ф.Козлов остановился и на судьбе архива Н.А.Скворцова (помимо НИОР РГБ, документы хранятся в ОПИ ГИМ), и на проблеме изучения его жизни и научного творчества. Далеко не все в биографии отца Николая известно достаточно полно, тем важнее, что есть потомки, которые могут дополнить или пояснить то, что еще требует изучения, потомки, с которыми до сих пор еще не приходилось встречаться, и с которыми краеведческое сообщество промыслительно познакомилось именно в столетнюю годовщину гибели отца Николая. Также в докладе прозвучал рассказ о том, как краеведы, члены Комиссии «Старая Москва» в 1920-е гг. хранили память о Н.А.Скворцове, устраивали специальные заседания в годовщины его гибели. Доклад сопровождался подробной слайд-презентацией с фотографиями (немногочисленными) самого отца Николая и его семьи (часть из них была предоставлена приходом Святодуховского храма), храмов, где протоиерей Скворцов служил, и которым он посвятил свои ученые труды, книг отца Николая, его рукописей, хранящихся в архиве и т.д.

Следующим прозвучал доклад студента выпускного курса Перервинской духовной семинарии М.А.Попадюка «Перервинское духовное училище в годы ученичества Н.А.Скворцова». Когда умер отец Н.А.Скворцова псаломщик церкви Введения на Лубянке, его вдова с детьми поселилась недалеко от Николо-Перервинского монастыря. 10-летний Николай Скворцов был отдан в монастырское духовное училище. М.А.Попадюк охарактеризовал и само Перервинское училище, и общие принципы образования в подобных учебных заведения в 1870-х гг.

Тему учебных лет в жизни Н.А.Скворцова продолжил краевед, исследователь, специалист по истории духовных семинарий Московской епархии А.Ю.Дубинский, выступивший с докладом «Московская духовная семинария в период обучения в ней Н.А.Скворцова (начало 1880-х гг.)». Присутствующие услышали о реформе духовного образования в эти годы, о тех условиях, в которых учились семинаристы до реформы, и о тех изменениях, которые повлекла реформа. А.Ю.Дубинский рассказал не только о самой Московской духовной семинарии в начале 1880-х гг., но и о некоторых преподавателях и сокурсниках Н.А.Скворцова .

Пастырское служение отца Николая Скворцова было связано с несколькими храмами: Тихвинской иконы Божией Матери в Малых Лужниках, св. Георгия на Красной Горке (здесь он служил 22 года!) и Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище - последнее место служения отца Николая (с 1914 по 1917 г.). Из них Святодуховский храм - единственный уцелевший, ныне восстановленный и действующий. А Лазаревского кладбища, на котором и был основан этот храм еще в XVIII в., уже не существует. Этому историческому некрополю, где нашел упокоение отец Николай Скворцов, разделившему в 1930-е гг. судьбу многих московских старинных кладбищ, был посвящен доклад первого зам. председателя СКР и МКО, гл. редактора сайта «Российский краевед», канд. ист. наук, доц. А.Г.Смирновой: «Лазаревский некрополь - первое гражданское кладбище Москвы и первое место захоронения Н.А.Скворцова». А.Г.Смирнова коротко познакомила присутствующих с обстоятельствами возникновения кладбища в 1750-е гг. и основными этапами его истории вплоть до начала ХХ в., когда настоятельствовать в кладбищенском храме был назначен Н.А.Скворцов. Опираясь на историческое описание Лазаревского кладбища, составленное и опубликованное в 1893 г. одним из предшественников протоиерея Скворцова, настоятелем храма священником В.Остроуховым, и на немногочисленные сведения начала ХХ в. из периодических изданий и книги дореволюционного исследователя А.Т.Саладина, «Очерки истории московских кладбищ» (М., 1997), А.Г.Смирнова рассказала о характере захоронений, о наиболее известных среди них XVIII - первой трети ХХ в., в том числе и о тех, чьи надгробные памятники представляли художественную ценность или были связаны с известными именами (хотя известных могил на Лазаревском кладбище было не так много, это было кладбище гражданское, не аристократическое, возникшее на окраинах Москвы на месте новых убогих домов близ Марьиной Рощи). А.Г.Смирнова также отметила относительно малую изученность этого утраченного московского некрополя и назвала имена специалистов, в течение последних десятилетий обращавшихся в целом к теме исторического некрополя Москвы и в связи с этим, так или иначе, и к Лазаревскому кладбищу (Л.В.Иванова, В.Ф.Козлов). Доклад также сопровождался демонстрацией фотографий храма, кладбища, некоторых захоронений, фрагментами дореволюционных карт и планов, где отмечено Лазаревское кладбище, и современными видами парковых и спортивных сооружений, занявших территорию уничтоженного некрополя.

Представительница прихода храма Сошествия Святого Духа Е.Енукова выступила с докладом «Свято-Духовский храм на Лазаревском кладбище: история, возрождение и сохранение памяти о священнике-страдальце Н.А.Скворцова в жизни современного прихода». Участники Чтений услышали рассказ о первом деревянном храме середины XVIII в., о прихожанине-благотворителе Л.И.Долгове, пожертвовавшем средства на строительство каменного храма (1780-е гг.), о версиях происхождения архитектурного проекта каменного храма, по одной из которых его создателем был известный архитектор Е.С.Назаров (1747-1822), о перестройках кладбищенского храма, об устройстве женской богадельни при нем, о служении в храме протоиерея Н.А.Скворцова, об обстоятельствах его гибели. В докладе также было рассказано об усилиях современного прихода Святодуховского храма сохранить память о Н.А.Скворцове: в храме есть витрины с личными вещами отца Николая, сохраняются две принадлежавшие ему иконы, на Ваганьковском кладбище был установлен крест на могиле Скворцовых, имена убиенных внесены в храмовый синодик и поминаются ежедневно, накануне 100-летней годовщины гибели в храме прошла ежегодная заупокойная служба.

Тему памяти о Н.А.Скворцове продолжил настоятель храма Знамения за Петровскими воротами, член Совета МКО протоиерей Александр Трепыхалин: «Историко-краеведческое приходское общество имени отца Николая Скворцова храма Знамения за Петровскими воротами: 20 лет деятельности и почитание памяти протоирея Н.А.Скворцова». Знаменскому храму был посвящен исторический труд Н.А.Скворцова «Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами, в Никитском сороке города Москвы. (Историко-археологический очерк)». ,опубликованный в 1911 г. Ныне имя пастыря-ученого носит существующее при храме общество (ИКПО), возглавляет которое В.Ф.Козлов (оно и возникло по его инициативе в 1997 г.). Отец Александр рассказал о восстановлении средневекового стрелецкого храма Знамения, который и ныне преемственно продолжает свою «военную», «служилую» историю, являясь храмом при ГУВД г. Москвы. Деятельность ИКПО началась с краеведческих чтений в 1997 г., посвященных истории полкового храма в московской Стрелецкой слободе. В отличие от многих стрелецких храмов, преобразованных в приходские еще в петровскую эпоху, Знаменский храм сохранял свои функции и во времена существования рядом петровских казарм, затем жандармерии и полиции, и уже в 1990-е гг. для заседаний общества и чтения лекций о стрельцах общине было предоставлено помещение сотрудниками «Петровки, 38». С этого времени чтения стали регулярными. А в связи с тем, что Знаменский храм был одним из предметов изучения для Н.А.Скворцова, было принято решение назвать ИКПО его именем. Храм и Общество сотрудничают с МКО, являясь соорганизаторами Скворцвоских чтений с самого начала, с 2007 г. А Скворцовские чтения 2011 г. были посвящены 100-летию выхода книги Н.А.Скворцова об этом храме. Отец Александр также обратил внимание на то, что сегодня хорошо известны последствия той катастрофы, которую пережила Русская Православная Церковь в советское время, но истоки ее были ранее, духовно-нравственный кризис берет свое начало еще с петровских времен, о чем писал и Н.А.Скворцов, когда отношение к храму в большей степени стало не как к Дому Божиему, а как к зданию, которое можно снести, застроить, «утеснить», по выражению самого Николая Алексеевича. И отец Николай, изучая уничтоженные храмы, не просто фиксировал обстоятельства утраты, но глубоко анализировал саму ситуацию, причины, сделавшие возможным пусть нечастое, но все же уничтожение храмов, видел в них признаки нестроения в умах и душах, столь незамедлительно после его смерти обернувшиеся тяжкими последствиями.

Иерей храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, канд. богословия Сергий Матюшин выступил с докладом, посвященным презентации его книги «Ваганьковское кладбище. За Христа пострадавшие» (М., 2016). Это не первая книга отца Сергия, он - лауреат Макариевской премии, известный церковный исследователь, краевед, изучающий историю Ваганьковского некрополя, и в связи с этим занимавшийся и изучением жизни Н.А.Скворцова. Он отметил, что 1917 г., когда был убит Н.А.Скворцов, сам по себе после событий февраля знаменовал начало страшных перемен. Отец Сергий поддержал высказанную В.Ф.Козловым мысль, что и сама смерть пастыря стала результатом начавшегося в стране хаоса и разгула преступности. А последовавшая после октября кардинальная смена политического курса, установление диктатуры привели к полному обесцениванию человеческих прав и самой жизни. В своей новой книге отец Сергий рассказывает о людях, пострадавших безвинно и покоящихся в безвестных могилах на Ваганьковском кладбище, об эпохе гонений, о новомучениках и исповедниках. Характерно, что в числе первых жертв - и настоятель ваганьковского кладбищенского храма в 1904-1914 гг. протоиерей Неофит Любимов, казненный 30 октября 1918 г. за общественное поминовение расстрелянной царской семьи. На Ваганьковском же кладбище с 1926 г. и до второй половины 1930-х гг. негласно по ночам захоранивали расстрелянных. Сегодня на кладбище поставлен памятный знак, и ежегодно 30 октября у него совершается специальная поминальная акция. По установленным ныне данным на Ваганьковском кладбище похоронено несколько тысяч жертв репрессий. Здесь хоронили казненных вплоть до 1936 г., пока не «заработал» Бутовский полигон. Из всех похороненных на Ваганьковском кладбище сегодня известны имена 40, пострадавших именно за принадлежность к РПЦ, «за веру Христову», 8 из них прославлены в лике святых. Написана икона Ваганьковских святых. Отец Сергий рассказал о судьбах некоторых новомучеников, представленных в книге, в том числе о пятерых совершенно разных людях, расстрелянных в один день 10 июня 1931 г. по одному сфабрикованному делу. Доклад отца Сергия Матюшина сопровождался иллюстрациями, в том числе документальными фотографиями и копиями документов.

Настоятель храма Живоносный Источник в Бибирево Владислав Мишин, в предшествующие годы служивший и в Святодуховском храме на бывшем Лазаревском кладбище, выступил с докладом «Сохранение памяти об уничтоженном в годы гонений храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери в с. Неклюдове Московского уезда в ныне действующем московском храме Живоносный Источник в Бибирево». Отец Владислав занимается церковным краеведением, еще в бытность свою в Святодуховском храме заинтересовался судьбой отца Николая Скворцова. Ныне несуществующий храм в с. Неклюдове упоминается в работе Н.А.Скворцова «Уничтоженные в Московском уезде церкви» (село находилось на окраине современной Москвы, напротив района «Бибирево» сразу за МКАД - ныне Мытищинский р-н Московской обл.). В работе Скворцова речь идет о деревянном усадебном храме 1671 г. в с.Неклюдове. Отец Владислав топографически локализовал место бывшего храма. Каменный храм появился в начале XIX в., а разрушили его в 1930-е гг. Когда в бибиревском храме возник вопрос о посвящении приставного престола и были на этот счет разные соображения, промыслительным образом к этому времени обнаружились фотографии каменного неклюдовского храма, и престол был освящен в память о Сретенской церкви в Неклюдово для сохранения исторической преемственности и памяти об уничтоженном храме, некогда находившемся в этой местности (существующий бибиревский храм стоит всего в паре километров от места бывшего Сретенского храма). На бибиревском храме на западном фасаде установлена временная мемориальная доска. Интересно, что сейчас для храма Живоносный Источник пишется Владимирская икона с клеймами, и одно из клейм будет посвящено Неклюдовскому храму.

Член Совета МКО и ученый секретарь Межприходского православного историко-краеведческого общества (МПИКО) в Кадашах, архитектор А.В.Лазарева совместно с председателем Совета МПИКО В.Е.Романовым подготовили доклад «К вопросу изучения истории уничтоженного в 1930-е гг. московского храма Спаса Преображения в Пушкарях (XVII в.)», в котором рассказали историю средневекового московского храма, а также подробно остановились на результатах его архитектурного исследования.

Завершил научную программу IV Церковно-краеведческих Скворцовских чтений информационный доклад В.Ф.Козлова и А.Г.Смирновой «Об общественных инициативах воссоздания московских монастырей и храмов и о возможностях воссоздания бывшего Сербского подворья». А.Г.Смирнова коротко проинформировала присутствующих о тех мероприятиях, которые проводит МКО с целью изучения и воссоздания утраченных церковных памятников: помимо самих Скворцовских чтений , это - и две конференции, посвященные московскому Златоустовскому монастырю в 2011 и 2015 гг. (совместно с «Московским журналом» и храмом свв Космы и Дамиана на Маросейке), это Памятникоохранительные Барановские чтения (посвященные реставратору-подвижнику П.Д.Барановскому (1892-1984)), на которых проблемы воссоздания храмов и монастырей обсуждаются часто (Страстной монастырь, храм Николы Большой Крест на Ильинке, храм Успения на Покровке, кремлевские Чудов и Вознесенский монастыри и др.). По Страстному монастырю МКО тесно сотрудничает с общественным движением и его инициативной группой, которая в течение многих лет отстаивает от застройки место бывшего Страстного монастыря и уже добилась в этом деле определенных важных результатов. Совсем недавно МКО выступило с инициативой воссоздания храма свв Кира и Иоанна и часовни св. Саввы Архиепископа Сербского бывшего Сербского подворья на Солянке, эту инициативу поддержал Международный фонд славянской письменности и культуры, ныне прорабатывается механизм продвижения этой общественной инициативы. В.Ф.Козлов познакомил присутствующих с историей замечательного московского храма свв Кира и Иоанна (XVIII в.), возведенного в честь принятия православия Екатериной II, с его архитектурными достоинствами, а также рассказал о возникновении и церковно-общественной жизни Сербского подворья, ставшего во второй половине XIX - начале ХХ в. главным московским центром всеславянского движения, одним из самых известных мест православной Москвы, с которым были связаны все важнейшие события в истории русско-сербских государственных и церковных отношений, в истории двух православных братских государств. В.Ф.Козлов также проинформировал участников Чтений о сложном положении с участком бывшего Сербского подворья, ныне практически не застроенным, но находящемся в частном владении.

В связи с отсутствием по объективным причинам главного редактора «Московского журнала» А.Ф.Грушиной, чей доклад «Тема уничтоженных храмов Москвы на страницах "Московского журнала"», а также презентация июльского номера 2017 г. со статьей о Н.А.Скворцове были включены в программу, В.Ф.Козлов сказал несколько слов о деятельности А.Ф.Грушиной и возглавляемого ей журнала по изучению утраченных, разрушенных православных храмов и монастырей Москвы и популяризации знаний о них, о различных публикациях по истории православных святынь на страницах журнала, в том числе о цикле статей «Исчезнувшая Москва», автором которого был сам В.Ф.Козлов в 1990-е гг.

Были также кратко презентованы последний июльский номер (№7), который участники Чтений могли приобрести в этот день, и уже упомянутая статья в нем: «Выдающийся церковный историк-москвовед. К 100-летию со дня гибели Николая Алексеевича Скворцова (1861-1917)» (В.Ф.Козлов), которая основана на печатных работах самого Н.А.Скворцова, на разнообразных архивных документах, на информации из дореволюционной церковной периодики и др. Статья предваряет историко-биографический очерк о Н.А.Скворцове, подготовленный В.Ф.Козловым, который должен выйти до конца 2017 г. отдельной книжкой.

По завершении научной части Чтений было предоставлено слово правнучке сестры Н.А.Скворцова Екатерины Алексеевны - Ирине Анатольевне Ярош, которая ныне является одной из главных хранительниц в этой ветви потомков памяти о Николае Алексеевиче, его родственниках и ближайших потомках. Ирина Анатольевна рассказала о том, как среди ее детей, внуков и племянников бережно сохраняется память о прошлом, о том, что удалось пронести сквозь лихолетья разным поколениям семьи и передать ныне живущим, а также и о том, что и для потомков остается неизвестным или требует серьезных уточнений. В частности, потомки и биографы Н.А.Скворцова очень мало знают о его родителях (за исключением самых общих биографических данных), не известно потомкам о младшем брате отца Николая Василии, а между тем, в архиве В.Ф.Козловым были выявлены письма Николая Алексеевича к брату и т.д. Ирина Анатольевна поблагодарила организаторов Скворцовских чтений, их участников, всех тех, кто хранит и собирает память о ее выдающемся предке и выразила надежду, что общими усилиями память о Н.А.Скворцове, пастыре-ученом, москвоведе и подвижнике, о его научном наследии будет сохранена для будущих поколений.







канд. ист. наук, доц. А.Г.Смирнова