Летняя практика студентов специализации

Студенты специализации проходят летнюю краеведческую практику на 1, 2, 3 курсах. На 1 курсе — археологическая практика, на 2 курсе — краеведческая практика, на 3 курсе — музейная практика.

Начиная с 2004 г. кафедрой было организовано три археологических практики (2004 и 2005 гг. в Крыму, раскопки на городище Беляус под Евпаторией, в 2006 г. раскопки у Старой Рязани), три краеведческих практики (в 2005 г. во Владимирской области, в 2006 г. в Новгородской и Псковской областях; в г.Галиче Костромской области) и одна музейная практика (в 2006 г. в Москве в Государственном историческом музее).

В течение учебного года до начала летней практики студенты занимаются подготовительной работой: слушают лекции, тематически, связанные с программой практики, на семинарах выступают с сообщениями и докладами по заранее выбранным проблемам, которые в дальнейшем дополняют и расширяют уже непосредственно во время летней работы. После окончания летней практики студенты готовят научные отчеты (в форме научных докладов и экскурсионных маршрутов), которые защищают на кафедре в течение осеннего семестра.

В 2006 г. планируется участие студентов специализации в Отчетной конференции РГГУ по итогам летних производственных практик с отчетными докладами, а также издание сборника студенческих работ по материалам летних производственных практик, в котором примут участие и студенты нашей специализации.

Летняя практика 2007 года

Летние практики студентов специализации 2005/2006 уч.г.

Археологическая практика 1 курса в Старой Рязани

Краеведческая практика 1 курса в Галиче

Программа

Отчет

Студенческий отчет А.А. Храповой

Краеведческая практика 2 курса Новгородская и Псковская области

Программа

Отчет

Студенческий отчет О.А. Филоновой и О.А. Немировской

Музейная практика 3 курса: Государственный исторический музей

Программа

Отчет

Студенческий отчет А.А. Решетовой

Программа краеведческой практики студентов 1 курса д/о ФАД, специальность «история», специализация «краеведение и исторический туризм» (г. Галич)

Выявление и описание памятников истории и культуры Галичского района Костромской области:

Галич

  1. Краеведческий музей.
  2. Паисиев монастырь (XIV в.)
  3. Спасо-Преображенский собор (1815 г.)
  4. Преображенская церковь (1774 г.)
  5. Введенская церковь.
  6. Городской ансамбль (конец XVIII – начало XIX вв.)

Чухлома (45 км от Галича)

  1. Краеведческий музей.
  2. Авраамиев Городецкий монастырь (XVII в.)
  3. Успенская церковь (1730-1740 гг.)
  4. Преображенский собор (1746 г.)
  5. Городской ансамбль (конец XVIII – начало XIX в.)

Буй (46 км от Галича)

  1. Краеведческий музей.

Солигалич (77 км от Галича)

  1. Краеведческий музей.
  2. Воскресенский монастырь (XVII в.)
  3. Рождественский монастырь (XIV в.)
  4. Крестовоздвиженская церковь (1817 в.)
  5. Преображенская церковь (1821 г.)
  6. Церковь Николы на Наволоке (1688 г.)
  7. Городская застройка (середина XIX в.)

Макарьев (101 км от Галича).

  1. Макарьев-Унжинский монастырь (XVII в.)
  2. Собор Александра Невского (начало ХХ в.)

Кострома (107 км от Галича)

  1. Историко-архитектурный музей-заповедник.
  2. Музей изобразительного искусства.
  3. Ипатьевский монастырь (XIV в.)
  4. Богоявленский собор (1559-1565 гг.)
  5. Церковь Воскресения на Дебре (1652 г.)
  6. Церковь Иоанна Златоуста (1791 г.)
  7. Городская застройка XVIII-XIX вв.

Кологрив (125 км от Галича)

  1. Краеведческий музей.

Отчет о прохождении краеведческой практики студентов 1 курса д/о ФАД, специальность «история», специализация «краеведение и исторический туризм» (г. Галич, 18.07-2.08.2006)

Цель практики:

  1. Выявление и описание памятников истории и культуры Галичского района Костромской области.
  2. Методологическая помощь сельским школьным музеям.

Руководитель практики: старший преподаватель кафедры региональной истории и краеведения М.Д. Ковалева

Практика проводилась на базе Православного Духовно-культурного центра г. Галича (руководитель – протоиерей отец Александр Шастин).

18 июля. Работа в архиве Православного Духовно-культурного центра г. Галича. Знакомство с музеем Центра.

19 июля. Работа в музее школы № 4 г .Галича. Посещение Успенского Паисиева монастыря. Осмотр городского кладбища. Выявление надгробий начала ХХ века.

20 июля. Знакомство с историей и архитектурой Рыбной слободы.

21 июля. Поездка в с. Унорож. Работа в музее сельской школы. Описание Благовещенской церкви (XIX век). Поход в усадьбу Гришино. Описание усадебного дома.

22 июля. Поездка в Лопарево. Работа в школьном музее. Поход в усадьбу Ратуново.

23 июля. Поездка в Чухлому. Осмотр краеведческого музея. Осмотр памятников истории и культуры в городе. Поездка в Авраамиев монастырь. Поездка в Солигалич. Осмотр музея и города.

24 июля. Работа в школьных музеях деревень Россолово и Орехово. Поход в усадьбу Сигонтино.

25 июля. Поездка и осмотр усадьбы Сынково. Работа в школьном музее деревни Умиление.

26 июля. Осмотр краеведческого музея и архива г. Галича. Поездка в с. Костома. Осмотр и описание Никольского храма (XVIII век).

27 июля. Поездка по Сусаниским местам: Сусанино, Домнино, Железноборский монастырь, Макарьевский монастырь.

28 июля. Поездка в деревни: Муравьище, Николо-Березовец, Занино.

29 июля. Работа в библиотеке г. Галича.

30 июля. Поездка в Кострому и в Ипатьевский монастырь.

31 июля. Поездка в Углево.

1 августа. Работа в библиотеке г. Галича.

2 августа. Отъезд в Москву.

Студенческий отчет о прохождении археологической и краеведческой практики студентами 1 курса СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "КРАЕВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ"

Наша практика продолжалась без малого четыре недели и состояла из двух частей: археологической (проходившей в месте, где до нашествия Батыя находилась Рязань, — городище Старой Рязани) и краеведческой (в городе Галиче Костромской области). Благодаря такому ее составу мы смогли оценить разные области деятельности историка.

Первая часть практики обеспечила нам возможность почувствовать себя настоящими археологами, испытать на себе все плюсы и минусы этой профессии. В целом это был увлекательнейший опыт, несмотря на не совсем человеческие условия, в которых мы жили и работали; особенно тяжело было потому, что мало кто из нас до этого пребывал в подобных условиях. В общем, ждали мы несколько другого. С другой стороны, была неописуемая радость, когда из огромной кучи дерна был извлечен первый осколок керамик; весело проводимые ночи, костры и прочие прелести настоящей походно-студенческой жизни; и конечно, величественная красота рязанской природы, заливаемой радостным солнцем днем и таинственно-загадочной ночью. К тому же к середине нашего пребывания в Старой Рязани мы привыкли к палаткам и спальным мешкам и теперь даже чуть-чуть скучаем по ним.

После короткого отдыха мы отправились в Галич, древний русский город. Здесь нам предстояло знакомство с потрясающей архитектурой старинных церквей и усадебных комплексов Костромской области вообще и Галича в частности, краеведческих музеев разных городов и музеев школьных. Поселили нас в общежитии, чему мы несказанно обрадовались, потому что после рязанских палаток банальные четыре стены и плоскость сверху воспринимались нами как царские апартаменты. Каждый день мы выезжали из общежития рано утром и колесили по области порой почти целый день. Церкви, хотя и заброшенные и не функционирующие, являли собой достойные памятники искусного русского зодчества и были по-хорошему узнаваемы, обладая характерными чертами — куполами, похожими на луковицу на ножке, общим обликом. Когда мы смотрели на них. Нам невольно представлялось, какое великолепное зрелище они представляли собой, когда были только построены. Тем горше было видеть, в каком состоянии они находятся сейчас, и понимать, что вряд ли удастся в обозримом будущем вернуть им прежнее величие или хотя бы вывести за аварийного состояния. Нас поразили школьные музеи. Располагая минимальными возможностями, администрация школ смогла создать великолепные музеи, отражающие историю школы, ее место в истории города, рассказывающие о знаменитых выпускниках этих школ.

Эта практика обогатила нас во всех отношениях. Мы открыли для себя доселе неведомую сторону жизни, у нас появился бесценный опыт выживания в обескураживающей обстановке, мы научились справляться с трудностями сами и преодолевать себя. Мы приобрели огромное количество знаний, познакомились с интересными людьми. Эти четыре недели стали для нас настоящей школой жизни, где-то, может быть, жестокой, но необходимой в будущем. Мы лучше узнали друг друга, и в целом было очень весело. Мы очень благодарны нашему куратору Марине Дмитриевне Ковалевой за терпение и поддержку, стойкость и понимание. Многие, наконец, осознали, что такое краеведение, во всяком случае поняли, что именно они хотят получить от изучения краеведения и сопредельных наук. Нас так прекрасно приняли в Галиче, что мы вдруг почувствовали, что в силах изменить сложившееся печальное положение, если захотим. И поняли, что захотим, видя, с какой надеждой на нас смотрят люди, которым небезразлична судьба родного края.

А. Храпова, ФАД, II курс,

04.10.2006

Программа краеведческой практики
Для студентов II курса специализации "Исторический туризм и краеведение"

Целью краеведческой практики является изучение студентами историко-культурного и природного наследия Северо-Запада России, овладение практическими навыками историко-краеведческого исследования, сбор и систематизация экскурсионного материала и разработка экскурсионных маршрутов. В связи с этим в рамках летней краеведческой практики на территории Новгородской и Псковской областей предусмотрено экскурсионное и самостоятельное знакомство с историческими городами и их памятниками, с историей создания музеев (городских краеведческих, усадебных и проч.) и их коллекциями, с усадебными и монастырскими комплексами.

По итогам практики студентами подготавливается научный отчет (проект экскурсионно-туристического использования объектов историко-культурного наследия Северо-Запада России).

Продолжительность практики – 12 дней (Новгородская область – 7 дней, Псковская область – 5 дней). Предположительный отъезд – 30 июня. Приезд в Новгород Великий 1 июля. Отъезд в Псков 7 июля. Отъезд в Москву – 12 июля.

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Новгород Великий (2 дня) – Новгородский музей-заповедник: Комплекс Детинца, Ярославово Дворище, памятники Софийской и Торговой стороны, музей народного деревянного зодчества «Витославицы», монастырские комплексы и церковные памятники Новгорода и его окрестностей (Юрьев, Антониев, Варлаамо-Хутынский, Николо-Вяжищский монастыри, Перынский скит, церкви Спаса-на-Нередице, Спаса Преображения на Ковалеве, Благовещения в Аркажах, Николы на Липне, Рождества на Поле (на Кладбище)).

Обзорная экскурсия, посещение Государственного исторического архива Новгородской области (знакомство с составом фондов), посещение Новгородской областной универсальной научной библиотеки (знакомство с книжным и документальным собранием).

Темы: «История Новгородской земли», «Искусство и архитектура древнего Новгорода»; «Археология древнего Новгорода», «Новгородская топонимика и топография», «История новгородских музеев», «Архивы и библиотечные собрания Новгорода Великого», «История новгородского краеведения».

Старая Русса (98 км – 1 день) – Обзорная экскурсия по городу, Старорусский краеведческий музей, Мемориальный комплекс Ф.М.Достоевского, Музей курорта-санатория «Старая Русса», Спасо-Преображенский монастырь, Воскресенский собор.

Темы: «История Приильменья», «Исторические города Северо-Запада России», «Старая Русса в истории и культуре России», «Литературные места Новгородской земли».

Чудово (70 км – 1 день) - Дом-музей Н.А.Некрасова, Дом-музей Г.И.Успенского (д. Сябреницы), Грузино, Званка, Фарфоровый завод (музей ?).

Темы: «История ямского села», «Исчезнувшие усадьбы», «Мемориальные памятники Чудова».

Валдай (140 км – 1 день) – Иверский монастырь, Музей уездного города, Музей колоколов, Валдайский государственный природный национальный парк.

Темы: «Уездные города Новгородской земли», «История промыслов Новгородской земли», «Уникальные природные территории Северо-Запада России», «Иверский Валдайский монастырь в истории российской культуры», «Провинциальные музеи города».

Боровичи – (175 км – 2 дня) – обзорная экскурсия, посещение Путевого дворца, Музея истории города, усадьбы Суворовых в с.Кончанское-Суворовское (35 км).

Темы: «История провинциального города», «Деревянная жилая архитектура», «Усадебные комплексы Новгородской земли», «Провинциальные музеи города».

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Псков (2 дня) - Памятники исторической части города (Кром, Довмонтов город, Торговище, Средний город, Окольный город (Полонище и Запсковье), Завеличье), монастырские комплексы (Мирожский, Ивановский, Снетогорский монастыри), Историко-художественный музей, Успенская церковь в с.Мелетово.

Обзорная экскурсия, посещение Государственного архива Псковской области (знакомство с фондами).

Темы: «История Псковской земли», «Археология Пскова», «Памятники культового, гражданского и оборонительного зодчества», «Искусство Пскова», «Псковская топонимика и топография», «Музеи Псковской земли», «Псковское краеведение», «Архивные, музейные и библиотечные фонды Псковской области»

Пушкинские горы и Остров, Порхов (180 км – 2 дня) – Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское»: усадебные комплексы Михайловское, Петровское, Тригорское, Святогорский монастырь.

Остров - исторические памятники города, Троицкий собор, Островский краеведческий музей.

Порхов - Крепость, Никольский собор, Порховский краеведческий музей.

Темы: «Литературные (Пушкинские) места Псковщины», «История усадеб Ганнибалов и Пушкиных», «История воссоздания и музеефикации усадеб», «Монастырские комплексы Псковщины», «Исторические города Псковской земли», «Краеведческие музеи», «Зодчество Псковской земли».

Изборск и Печоры (30-40 км – 1 день) – Изборский историко-архитектурный и ландшафтный музей-заповедник: крепость, Никольский собор, церковь Сергия и Никандра (экспозиция «Древний Изборск»), Словенские ключи, Труворово городище.

Псково-Печорский монастырь.

Темы: «Уникальные природные территории», «Древние центры Псковской земли», «Псково-Печорский монастырь – духовное и историко-культурное значение», «Православные обители Северо-Запада как центры паломничества».

Отчет о летней краеведческой практике студентов II курса Специализации «Краеведение и исторический туризм» в Новгородской и Псковской областях 30.06.06-13.07.06

В июле 2006 г. группа в составе 6 студентов II курса специализации «Исторический туризм и краеведение», аспиранта и преподавателя кафедры А.В.Топычканова, руководителя практики к.и.н. доцента кафедры А.Г.Смирновой выезжала на летнюю краеведческую практику в Новгородскую и Псковскую области. Ознакомительные мероприятия летней практики включали посещение местных музеев, памятных мест, краеведческое и экскурсионное изучение исторических, архитектурных и прочих памятников, уникальных природных территорий. Поскольку одной из основных задач, кроме изучения историко-культурного и природного наследия Северо-Запада России, была задача приобретения студентами навыков исследовательской историко-краеведческой и экскурсионной работы, основной упор был сделан на самостоятельную работу с помощью руководителя практики.

В соответствии с утвержденной программой каждый день был посвящен знакомству с определенной территорией или отдельными историко-культурными объектами. Методически такое знакомство заключалось в предварительном обсуждении программы дня, постановке задач и определении направлений работы, в самостоятельном осмотре группой памятников, посещении музеев и мемориальных комплексов. По каждому объекту фиксировались (письменно) необходимые исторические сведения, делалось описание его особенностей (состав музейных коллекций и особенности организации экспозиции – по музеям; художественные, стилистические особенности, степень сохранности – по архитектурным памятникам; история владения, особенности архитектурного комплекса, организация садово-паркового пространства, состояние, современное использование – по усадебным комплексам; история возникновения, посвящения, главные святыни, наличие некрополя, архитектурные особенности – по монастырским комплексам и церквям и т.д.). По каждому изучаемому объекту проводилась фотофиксация.

Самостоятельное изучение памятников дополнялось экскурсиями и отдельными экскурсионными эпизодами, подготовленными руководителем практики А.Г.Смирновой и аспирантом и преподавателем кафедры А.В.Топычкановым. А.Г.Смирновой были проведены экскурсии: «Новгород Великий: памятники Торговой стороны», «Архитектурные достопримечательности Неревского конца», «Древние церкви и монастыри Софийской стороны», «История возникновения и развития псковского Крома», «Архитектура древнего Пскова». В форме экскурсионных эпизодов прозвучали темы «Древние скудельницы и традиция строительства православных храмов» (А.В.Топычканов), «Псково-Печерский монастырь и его святыни» (А.В.Топычканов), «История возникновения и оборонительное значение городища Воронич» (А.В.Топычканов), «С.С.Гейченко и мемориальные усадьбы А.С.Пушкина» (А.Г.Смирнова), «Пушкин в Тригорском» (А.Г.Смирнова), «История создания Воскресенского собора в Старой Руссе» (А.Г.Смирнова), «Ф.М.Достоевский в Старой Руссе» (А.Г.Смирнова), «Музей деревянного зодчества «Витославицы» (А.Г.Смирнова), «Новгородский Юрьев монастырь» (А.Г.Смирнова), «Валдайский Иверский монастырь» (А.Г.Смирнова)

Также студенты были на нескольких городских и музейных экскурсиях: 04.07.06 - на теплоходной экскурсии «Памятники древнего Новгорода» (р.Волхов – оз.Ильмень); 05.06.07 - на экскурсии по Дому-музею Н.А.Некрасова в г. Чудово. В дополнение к последней экскурсии дирекцией Дома-музея нам была предоставлена возможность ознакомиться с экспозицией открывающейся выставки «Новгородская губерния в открытке».

В конце каждого дня практики проводился семинар, где подводились итоги дня, предлагались к обсуждению темы, связанные с изученным материалом (например: «Особенности построения экспозиций краеведческих и историко-художественных музеев на примере музеев Новгорода, Чудова, Старой Руссы», «Мемориальные музеи Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского: возможности использования экспозиций музеев в экскурсионной работе», «Архитектурные памятники Новгорода Великого», «История создания музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское», «Возможности использования в экскурсионной работе объектов историко-культурного и природного наследия Печор и Изборска» и т.д.).

Кроме ежедневных семинаров было организовано несколько специальных тематических занятий. 05.07.06. в Новгороде Великом для студентов доктором исторических наук, профессором Э.Г.Истоминой была прочитана лекция «Природно-географические особенности Новгородской земли». 10.07.06. в п. Пушкинские Горы А.Г.Смирновой было проведено лекционное занятие на тему «Древние крепости Псковской земли и история их изучения псковским краеведом М.Е.Васильевым».

Для ознакомления студентов с методами, формами и направлениями краеведческой работы в Новгородской и Псковской областях было проведено несколько встреч с представителями местного краеведческого сообщества. Широкую краеведческую работу ведет Государственный исторический архив Новгородской области (ГИАНО). Поскольку для студентов-краеведов исключительно важны знание местных архивов, умение вести архивный поиск и работать с архивными материалами 03.07.06. была организована встреча с директором ГИАНО Т.Б.Чуйковой и сотрудниками Архива. Т.Б.Чуйкова прочитала лекцию об истории создания Архива, о формировании его фондов и их современном состоянии. После лекции студентов повели на экскурсию в архивохранилище, где они смогли познакомиться с условиями хранения документов, с работой по обеспечению их сохранности. Одновременно студенты получили уникальную возможность подробно осмотреть внутренние интерьеры Троицкой церкви Духова монастыря, где с момента основания Архива размещаются его основные фонды (в связи с чем церковь не перестраивалась и не утратила интерьеров конца ХIХ – начала ХХ в.). Студентов также провели по отделам Архива, в Отделе НСА заведующая О.В.Снытко познакомила их с особенностями работы по созданию электронной формы НСА. Сотрудниками ГИАНО была собрана (и продолжает пополняться) библиотека краеведческой литературы по Новгородской области, с которой студенты смогли подробно ознакомиться.

10.07.06 была организована встреча-семинар с псковскими краеведами Т.В.Медниковой (сотрудником Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника) и М.М.Медниковым (учителем, председателем Псковского клуба краеведов). М.М.Медников рассказал об истории псковского краеведения, истории создания и основных направлениях и формах работы Псковского клуба краеведов, о краеведческой работе в гг.Порхове, Острове, в п. Пушкинские Горы, Изборск, об издании краеведческой литературы о Псковской земле ( студенты получили возможность посмотреть периодические, научно-популярные, научные издания; комплект изданий был подарен кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ), о современном школьном краеведении. Т.В.Медникова рассказала о Музее, о его краеведческой работе, после чего состоялось обсуждение современного состояния краеведческой работы в Псковской области, а студенты и руководитель практики познакомили псковских краеведов с направлениями работы кафедры.

Интересные и познавательные встречи с местными краеведами прошли в музеях Новгородской и Псковской областей: 05.07.06 с представителями местной администрации, дирекцией школы №1 и школьного историко-краеведческого музея г.Чудово Новгородской области (для студентов старшеклассниками были проведена экскурсия по школьному музею, директор музея и преподаватель истории и краеведения, почетный гражданин г. Чудово Э.С.Ольховский рассказал об истории создания музея, об особенностях экспозиции и о преподавании краеведения в школе №1); 09.07.06 с сотрудниками Музея истории края им. М.Е.Васильева в п. Пушкинские Горы Псковской области (заместитель директора Музея И.Т.Будылин провел экскурсию по музею, рассказал об истории его создания, о музейных фондах и об особенностях работы с ними, о направлениях краеведческой работы музея, о взаимодействии с Пушкинским музеем-заповедником).

Всего за время проведения практики студенты познакомились с 9 большими и малыми городами Северо-Запада (Новгород Великий, Старая Русса, Валдай, Чудово, Псков, Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, Остров), с 13 монастырскими и 5 усадебными комплексами, 10 древними фортификационными сооружениями, побывали в 26 историко-художественных, природно-ландшафтных, мемориальных, историко-краеведческих и школьных музеях. Всего было осмотрено, описано и сфотографировано более 90 памятников гражданского и культового зодчества. Было проведено частичное обследование 3 некрополей в Изборске, Чудове, Валдае.

Самостоятельно студенты подготовили и провели учебные экскурсии по новгородскому Детинцу (коллективная экскурсия), по крепости Изборска (О.Немировская), по усадьбе Тригорское (Е.Чернова).

По итогам практики подготовлены научные отчеты в форме авторских экскурсий по историко-культурным и природным памятникам Новгородской и Псковской областей, выявлена и систематизирована историческая, краеведческая и экскурсионная литература по темам краеведческой практики, разработана картотека экскурсионных объектов по этим территориям (сейчас ведется работа по переводу ее в электронную форму), собрана обширная фототека. Все эти материалы передаются в методический кабинет кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ и дополнительно (вместе с научными отчетами студентов) будут положены в основу методического кабинета Студенческого экскурсионного бюро при кафедре.

Дополнительными результатами летней краеведческой практики стало расширение и укрепление связей кафедры с ГИАНО, с Псковским клубом краеведов.

Большую помощь в организации летней краеведческой практики кафедре оказал Государственный исторический архив Новгородской области и лично его директор Т.Б.Чуйкова, а также сотрудница Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника Т.В.Медникова и председатель Псковского клуба краеведов М.М.Медников.

"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…"
Краеведческая практика студентов 2 курса ФАД специализации "Краеведение и исторический туризм" в Новгородской и Псковской областях.

С 30 июня по 12 июля группа краеведов 2 курса в составе 6 человек проходили летнюю краеведческую практику в Новгородской и Псковской областях. Территория Северо-Запада была выбрана в связи с богатством культурного и природного наследия, в связи с важностью этого региона для исторического туризма и развития экскурсионного дела.

Целью краеведческой практики было изучение студентами историко-культурного и природного наследия Северо-Запада России, овладение практическими навыками историко-краеведческого исследования, сбор и систематизация экскурсионного материала и разработка экскурсионных маршрутов. В связи с этим в рамках летней краеведческой практики на территории Новгородской и Псковской областей было предусмотрено экскурсионное и самостоятельное знакомство с историческими городами и их памятниками, с историей создания музеев (городских краеведческих, усадебных и проч.) и их коллекциями, с усадебными и монастырскими комплексами.

В ходе практики студенты посетили 9 городов (Новгород Великий, Псков, Пушкинские горы, Старая Русса, Валдай, Чудово, Остров, Печоры, Изборск), в которых ознакомились с музеями, архивами, усадьбами, памятниками культовой и гражданской архитектуры, природными заповедниками, ландшафтными комплексами. Им выдалась уникальная возможность прикоснуться к истории образования Руси, ибо они побывали на Рюриковом и Труворовом городищах, в Псковском и Новгородском Кремлях и отныне знают «откуда есть пошла земля Русская». Студенты осмотрели более 80 церковных построек псковской и новгородской архитектурных школ, самые ранние из которых датируются XII в. Студентов ИАИ радушно приняли Государственный исторический архив Новгородской области, дом-музей Н.А.Некрасова, мемориальный комплекс Ф.М.Достоевского, краеведческий музей г. Чудово, историко-краеведческий музей в п. Пушкиногорье и многие другие посещенные музеи и комплексы.

Результатом практики оказался не только огромный багаж знаний и впечатлений (а также неподъемные рюкзаки исторической и краеведческой литературы), но и ощущение сплоченности коллектива, удовлетворение желания «все знать и все увидеть своими глазами», много-много пройденных и проеханных км (их количество приравнивается 2336 км. Теперь нас не устрашат даже марш-броски в Сибирь), истоптанная обувь (а с ней стертые ноги), огромная радость и неутолимое желание путешествовать.

Отчет подготовили О.А. Филонова и О.А. Немировская.

Программа музейной практики студентов 3 курса д/о ФАД, специальность «история», специализация «краеведение и исторический туризм» в Государственном Историческом музее (г. Москва) с 3.07. по 22.07. 2006 г.

Основной целью проведения музейной практики студентов 3 курса специализации «Краеведение и исторический туризм», освоивших теоретическую базу в области истории и организации музеев России и Москвы в курсах «История музейного дела в России» и «Музеи Москвы и Подмосковья», является ознакомление студентов-практикантов с главными направлениями и формами работы современных музеев Российской Федерации на примере конкретного музея. К задачам музейной практики относятся: 1) Исследование состава и форм комплектования, хранения и учета музейных фондов, представляющих собой памятниковую базу музея; 2) Знакомство с ведущими видами культурно-просветительской деятельности музея и, в первую очередь, с организацией экскурсоведения в музее; 3) Изучение постоянной экспозиции и опыта выставочной работы музея; 4) Ознакомление с постановкой и итогами научно-исследовательской деятельности музея (проведение научных конференций, издание сборников научных трудов и т.п.).

с 3.07. по 4.07. — ознакомление с историей и структурой Государственного Исторического музея.

с 5.07. по 12.07. — освоение практических навыков научно-фондовой работы музея в отделах Государственного Исторического музея.

с 13.07. по 17.07 . — исследование практического опыта культурно-образовательной работы Государственного Исторического музея (экскурсоведение, лекторий и т.д.).

с 18.07. по 19.07. — изучение экспозиционной и выставочной деятельности музея.

с 20.07. по 21.07 . — изучение организации и результатов научно-исследовательской работы в Государственном Историческом музее.

22.07. — проведение студентами-практикантами учебной экскурсии по экспозиции Государственного Исторического музея для преподавателей, аспирантов и студентов кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ.

Отчет по итогам проведения производственной музейной практики студентов III курса дневного отделения факультета архивного дела специализации "Краеведение и исторический туризм" руководителя практики преподавателя кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ С.И. Добренького

В соответствии с рабочим учебным планом на 2005/2006 учебный год и приказом от 27.06.2006 № 01-05-635/с была организована и проведена с 3 июля по 27 июля 2006 г. производственная музейная практика для студентов III курса дневного отделения ФАД специальности «история» специализации «Краеведение и исторический туризм» Королевой А.А., Костиной Е.Г., Решетовой А.А., Мироновой Т.А., Седовой Т.В. Прохождение практики осуществлялось в Государственном Историческом музее (г. Москва) под руководством преподавателя кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ С.И. Добренького на базе Научно-методического отдела Государственного Исторического музея (заведующая отделом – Л.И. Скрипкина).

Основной целью музейной практики студентов III курса ФАД специализации «Краеведение и исторический туризм», освоивших теоретическую базу в области истории и организации музеев Москвы и России в рамках курсов «Музеи Москвы и Подмосковья» и «История музейного дела в России», прочитанных преподавателями кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ С.И. Добреньким и В.Ф. Козловым в 2005/2006 учебном году, являлось ознакомление студентов-практикантов с главными направлениями и формами практической работы современных исторических музеев Российской Федерации на примере Государственного Исторического музея.

Студентам-практикантам были прочитаны лекции ведущими научными сотрудниками Государственного Исторического музея по проблемам частного коллекционирования и его роли в формировании собрания Государственного Исторического музея, основам экскурсоведения, научно-фондовой и выставочно-экспозиционной работы, использованию компьютерных технологий в деятельности Государственного Исторического музея и др. Помимо лекций в период практики были организованы практические занятия в фондах различных отделов Государственного Исторического музея (драгоценных металлов, тканей и др.), на которых отрабатывались навыки атрибуции, учета и хранения, реставрации музейных предметов разных типов. Другой формой практических занятий со студентами-практикантами было проведение ведущими экскурсоводами Государственного Исторического музея методических экскурсий по экспозиции музея, в ходе которых демонстрировались методы и приемы ведения музейных экскурсий.

По итогам музейной практики студентами-практикантами были представлены отчеты по конкретным направлениям работы Государственного Исторического музея.

Отчет по летней музейной практике студентов 3 курса специализации "Краеведение и исторический туризм"

С 3 по 20 июля студентки тогда еще третьего курса специализации «Краеведение и исторический туризм» проходили практику в Государственном Историческом музее вместе со студентами Московского городского педагогического университета. Практика как таковая состояла из двух частей: лекций по истории Русского государства и основам музейного дела, а также практических занятий в фондах музея. Лекции были самыми разнообразными по тематике и эпохам: «Проблемы изучения истории Войны 1812 года», «История древнерусского искусства. Интерпретация икон в музейной экспозиции», «Реформы Александра II и их значение», «Россия на переломе эпох XIX – начале XX века», «История России в освещении современной исторической науки в музейной экспозиции», «История основания и развития Государственного Исторического музея», «Музееведение. Объект и предмет. Понятийный аппарат», «Современное понятие музея. Музейное дело, цели и задачи» и многие другие.

Экскурсии, которые проводились работниками музея по фондам и экспозициям, вызывали огромный интерес. В ходе знакомства студентов с экспозициями, экскурсоводы наглядно демонстрировали исторические события, личные вещи императоров, произведения искусства, совмещая экскурсионный показ и теорию. При этом специалисты-экспозиционеры указывали на минусы конкретных экспозиционных залов, несовершенство приемов и пробелы, результатом которых является искажение исторического процесса и его неполное отображение. Кроме того, затрагивались вопросы комплектования музейных экспозиций, обсуждалась проблема субъективного мнения музейных работников. Специалисты раскрывали секреты комплектования, организации научных экспозиций, учетно-хранительской деятельности, научно-фондовой работы, при этом, делая скидку на то, что чем больше эпоха отстоит от современности, тем тяжелее собрать сведения о людях и событиях того времени. Экскурсоводы честно признавали, что многие произведения искусства и вещи исторических личностей не являются подлинниками – это точные копии. Причина такого «обмана» посетителей заключается в особой ценности некоторых музейных предметов.

Экскурсии по фондам Государственного Исторического музея позволили посмотреть на внутреннюю жизнь музея, оценить масштаб деятельности и постичь все тайны хранилищ исторических ценностей. Студенты посетили большинство фондов музея, узнав, состав коллекций, кем и когда собиралась, как храниться и поддерживается. Так, за три недели практики студенты побывали в фондовых отделах филиала ГИМ «Музей В.И. Ленина», отделе кер