О храме Преображения Господня в Преображенском (в связи с освящением возрожденного храма 8 мая 2015 г.)
ИЗ ИСТОРИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО. ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Первое упоминание храма Спаса Преображения в подмосковном царском селе Преображенском (ныне район Москвы в Восточном округе) в документах относится еще ко второй половине XVII в. По опубликованным материалам, в том числе, из записки царского врача Самуэля Коллинса мы узнаем о полотняной церкви Спаса Преображения, стоявшей в центре усадьбы и давшей название всей, тогда еще небольшой, резиденции.
Историограф Преображенского П.В.Синицын считал, что церковь была построена в 1660 г. Есть сведения, что в 1669 г. царь Алексей Михайлович на праздник Ильи Пророка присутствовал на божественной литургии в храме Преображения Христова в с. Преображенском . Современный исследователь Преображенского А.В.Бугров, опираясь на данные расходной записи 1692 г., хранящейся в РГАДА, указывает, что храм стоял у Конюшенного двора , то есть где-то в районе нынешней Потешной улицы.
В 1722-1727 гг. Преображенский храм упоминается как деревянный храм Преображенского гвардейского полка. В 1741 г. церковь "за ветхостью" была "сломана и покладена в костры". Позднее, в 1747 г., новая полковая церковь была освящена во имя свв. апостолов Петра и Павла , а в 1750 г. местные священники Петр Фадеев и Леонтий Васильев освятили при церкви престол во имя Спаса Преображения, впоследствии этот престол стал основным. Но довольно быстро деревянное здание пришло в ветхость, и жители Преображенского решили возвести здесь новую, каменную церковь. В мае 1765 г. было выбрано место для нового храма - рядом со старой деревянной церковью. В январе следующего года была выдана "храмозданная грамота" . Каменный Преображенский храм был поставлен в 1768 г. на средства прихожан и достраивался в последующее время, его строительство было завершено только в 1781 г., когда к нему пристроили колокольню и придел свв. Петра и Павла. Таким образом, храм в своей истории трижды менялся: был палаточным, деревянным и каменным. Композиционно Преображенский храм представлял собой традиционную для того времени "церковь-корабль" (храм, трапезная и колокольня расположены на одной оси). Колокольня и трапезная были отделаны в классическом стиле, однако отдельные элементы декора, формы завершений храма и колокольни, компоновка архитектурных объемов говорили о влиянии традиций стиля барокко. На небольшом кладбище рядом с храмом были захоронения офицеров и солдат Преображенского гвардейского полка.
Иконостас, большинство икон и утварь в храме относились к XVII-XIX вв. В оформлении некоторых частей интерьера храма в 1860 г. принимал участие известный архитектор М.Д.Быковский.
В начале XIX в. доход Преображенской церкви был скудным. Главный храм на зимнее время закрывался, и служба происходила только в приделе свв. Петра и Павла. Православных прихожан в этот период в старообрядческом Преображенском было мало.
Изменилась ситуация в отношении жизни и устройства храма во второй трети XIX в., и связано это было со стараниями местного купца и фабриканта М.Ф.Котова, избранного церковным старостой (в течение 50 лет представители фамилии Котовых становились старостами храма). С этого момента храм начал благоустраиваться.
Напомним, что история храма в Преображенском была тесно связана с лейб-гвардии Преображенским полком. Известно, что 6 августа 1856 г. полк пожертвовал в церковь храмовую икону Преображения Господня, а 19 октября 1886 г., когда происходило освящение приделов митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием, Преображенский полк подарил храму икону св. благоверного князя Александра Невского, работы Ф.А.Соколова.
С 1922 г. Преображенская церковь была в руках православных обновленцев-реформаторов, что спасло храм от вероятного закрытия в довоенный период. Известно, что к концу 1920-х гг. приход Преображенского храма объединял верующих сразу нескольких приходов, закрытых к этому времени церквей, в том числе Никольской единоверческой церкви.
Вновь заметную роль в жизни Москвы этот храм, стал играть, когда здесь в послевоенное время (до 1960 г.) служил выдающийся деятель Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич, 1891-1961). В Преображенском храме находилась его кафедра. Проповеди митрополита пользовались необычайной популярностью и собирали множество верующих.
К сожалению, участь многих православных храмов все-таки настигла и Преображенский. В четыре часа утра 18 июля 1964 г. храм взорвали. Уцелел его иконостас, который и сегодня украшает церковь архангела Гавриила (Меншикову башню), а икона "Преображения Господня" находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Таким образом, Преображенское потеряло памятник, игравший важнейшую как духовную, так и культурно-историческую роль. В храм приходили верующие не только из близлежащих домов, но и из других районов. В послевоенный период Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих в Москве и благодаря митрополиту Николаю - одной из самых авторитетных у верующих в восточной части города. Исключительно значение Преображенского храма и в истории церковных воинских памятников. Кроме того, храм был градостроительным центром Преображенской солдатской слободы и села в последующее время.
Сегодня историческая справедливость восторжествовала. Преображенский храм вновь украшает ансамбль Преображенской площади, он восстановлен на сохранившемся фундаменте, и, как и в прежние времена, его строительство (начато в 2009 г.) проходило за счет частных пожертвований. Как пишет Председатель Приходского Совета храма Преображения известный исследователь Преображенского И.К.Русакомский, несколько десятилетий, посвятивший изучению Преображенского и восстановлению его храма: «…Старушки приносили по 1 или 5 тысяч рублей». В стилобатной части храма устроена музейная экспозиция.
Торжество освящения храма Преображения Господня в Преображенском свершилось 8 мая 2015 г. в канун 70-й годовщины Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Преображенскому, славному своими историческими, духовными и военными традициями, выпала особая честь стать отправной точкой юбилейных торжеств. Именно здесь на специально устроенном плацу перед восстановленным Преображенским храмом выносом Знамени Победы началось празднование 9 мая. А накануне 8 мая жители Преображенского, многие москвичи, приехавшие из других районов столицы, с утра заполнили храм. Светло и празднично прошло торжественное богослужение и освящение храма. Великой радостью для всех участников торжества стал приезд Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Восстановленный храм не только обогатил духовно-исторический ландшафт Преображенского, но и удивительно органично вписался в современное окружение, хотя уже и весьма далекое от того исторического ансамбля, в котором некогда он играл столь заметную роль. Храм занял свое историческое место, и сегодня стройный силуэт колокольни, позолоченные кресты кажутся "привычными", всегда здесь бывшими, даже тем, кто подлинного храма уже не застал.
Воссоздание исторического Преображенского храма сегодня стало закономерным итогом кропотливого и неустанного труда исследователей, краеведов, реставраторов, защитников московской старины, прежде всего - вдохновителя и бессменного руководителя всего процесса реконструкции И.К.Русакомского. Возвращение Преображенскому, Москве его исторического храма , этот один из не столь уж многочисленных сегодня примеров воссоздания утраченных памятников,уничтоженных святынь, - вклад ныне живущих поколений в искупление тяжелых ошибок нашего недавнего прошлого, залог нашего духовного возрождения.
аспирантка кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ
К.А.Смирнова
Предыдущая страница: Епархиальный дом в Лиховом переулке - Книга В.Ф.Козлова "Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902-1918" (М., 2015. 656 с.: ил.)
Следущая страница: Средневековые палаты Печатного Двора возвращены ИАИ РГГУ