XX "Крымские чтения" РОПИК 28 декабря 2017 г.
ДВАДЦАТЫЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ «КРЫМСКИЕ ЧТЕНИЯ» РОПИК
28 декабря 2017 г.
В день памяти Собора Крымских Святых
28 декабря 2017 г. прошли Двадцатые историко-краеведческие научно-просветительные «Крымские чтения» РОПИК. Шесть лет назад в этот же день, 28 декабря 2011 г., «Крымские чтения» были организованы впервые. День проведения первого научно-просветительного мероприятия недавно воссозданного РОПИК (май 2011 г.) был выбран не случайно: Русская Православная Церковь празднует 28 декабря память всех Крымских Святых. За прошедшие шесть лет «Крымские чтения» стали основным регулярным научным, просветительным, организационным мероприятием РОПИК, а 28 декабря - традиционным днем проведения заключительных в календарном году «Чтений» (за год «Чтения» организуется 3-4 раза по разным датам, вторым постоянным днем с 2015 г. является 16 марта - день Общекрымского Референдума), на которых, помимо прочего, обязательно подводятся итоги прошедшего года в жизни Общества.
«Чтения» 28 декабря 2017 г. состоялись уже в двадцатый раз, эта цифра дала повод организаторам проанализировать прошедшие конференции и подвести некоторые итоги.
Двадцатые «Крымские чтения» прошли в РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева («Институте Наследия»), где Союз краеведов России (чьим региональным отделением является РОПИК) уже провел несколько мероприятий осенью и в декабре 2017 г. «Чтения» собрали аудиторию, которую составили, как постоянные участники, так и гости, пришедшие впервые, всего присутствовало около 40 человек.
Открылись «Чтения» Словом члена Совета РОПИК, настоятеля храма Знамения за Петровскими воротами, протоиерея Александра Трепыхалина.
Затем с итоговым сообщением «Историко-краеведческие "Крымские чтения": опыт 20 конференций» выступили председатель РОПИК В.Ф.Козлов и первый зам. председателя А.Г.Смирнова. Прозвучала краткая характеристика конференции как научно-организационной формы работы РОПИК, были проанализированы тематика прозвучавших за эти годы выступлений, состав докладчиков. Помимо этого выступления программа включала три тематических раздела: «Новая литература по крымоведению», «К 140-летию со дня рождения первого директора Бахчисарайского музей У.А.Боданинского (1877-1938)» и «Старые крымские фотоальбомы из личных собраний».
В первом разделе В.Ф.Козловым было сделано небольшое сообщение «Храмы Верхней и Нижней Массандры», об истории и судьбе двух храмов. А А.Г.Смирнова представила вышедшую недавно небольшую, но очень интересную книгу-альбом «Храм Святителя Николая и Мученицы царицы Александры в Массандре: История в судьбах» (Авт.-сост. протоиерей Валерий Скрипченко, Р.А.Замтарадзе, Л.А.Ясельская. Симферополь, Изд-во: "Н.Орiанда", 2016. 64 с.).
Крым, который часто и по праву называют «Колыбелью Православия», богат своей местной церковной историей и наследием. Его древние монастыри и храмы, связанные еще с византийской, а затем и с русской православной традицией, с крымскими святыми, подвижниками, с именами основавших их в период освоения Крыма русской культурой русских деятелей, с именами представителей царской фамилии, замечательных архитекторов, известных людей, благотворителей, церковно- и священнослужителей, являются одним из важнейших предметов внимания крымоведов. В годы гонений многие храмы и святыни были поруганы, уничтожены. Нелегкая судьба выпала и двум замечательным храмам, располагавшимся на Южном берегу Крыма близ Ялты в Верхней и Нижней Массандре. Храм Иоанна Предтечи в Верхней Массандре был построен на месте, где по преданию оставались развалины древнего греческого монастыря. В 1832 г. у святого источника в старинной роще по проекту архитектора Ф.Ф.Эльсона был поставлен храм в греческом стиле. Колокольней его служил вековой дуб, на ветвях которого развесили колокола. Иоанно-Предтеченский храм помнил посещения императора Николая II и членов царской семьи, приезжавших в расположенный неподалеку Массандровский дворец. После революции храм был разрушен, а его территория стала закрытой, сейчас активно ведутся работы по подготовке воссоздания храма Иоанна Предтечи в Верхней Массандре.
Храм в Нижней Массандре, которому и посвящена презентовавшаяся книга-альбом, по выражению ее авторов, можно назвать «храмом на краю - на краю Крыма, на краю империи, на краю эпохи» - это один из последних храмов, воздвигнутых незадолго до событий 1917 г., потрясших Россию и разрушивших ее вековые устои. Построенное по проекту архитектора В.Н.Максимова церковное здание на древнем ялтинском Поликуровском холме, было освящено 5 октября 1916 г. во имя небесных покровителей императора Николая II и императрица Александры Федоровны Святителя Николая и Мученицы царицы Александры. Храм возводился в военное время рядом со строящимся (с 1911 г.) туберкулезным санаторием для офицеров и нижних чинов флота. Художественно он был решен архитектором В.Н.Максимовым в национальном «древнерусском» новгородско-псковском стиле. Большое внимание строительству, обустройству и благоукрашению храма уделяла императрица Александра Федоровна. После революции храм не избежал печальной участи: был закрыт, сначала в нем помещались разные учреждения, в том числе клуб, затем долгие десятилетия, будучи обезглавленным, лишенным архитектурного декора, бывший храм использовался в хозяйственных целях. Ныне усилиями настоятеля протоиерея Валерия Скрипченко и общины храм восстановлен, он вновь живет полной духовной жизнью, объединяет верующих, несет свет Православной Веры окрестным жителям, хранит память о своей непростой истории. Об этой истории, о судьбе храма и о его возрождении, о тех людях, которые были связаны с ним (архитектор В.Н.Максимов, лица, присутствовавшие на освящении храма в октябре 1916 г. и др.) и рассказывает выпущенная в 2016 г. книга-альбом.
Во втором разделе программы прозвучали два доклада, посвященные Усеину Абдрефиевичу Боданинскому (1877-1938) - крымско-татарскому просветителю, художнику, искусствоведу, этнографу, музейному деятелю и участнику краеведческого движения 1920-х - начала 1930-х гг. У.А.Боданинский принадлежит к числу тех культурно-научных деятелей, которые много сделали для развития национальной крымско-татарской культуры, не отвергая при этом достижения других культур, и в первую очередь, русской, в полиэтническом Крыму. Окончив народную и татарскую учительскую школы в Симферополе, он продолжил образование в Строгановском училище в Москве (до 1905 г.), работал преподавателем и в альма-матер, и в Петербурге, а в 1917 г. вернулся в Крым,В Бахчисарай, где его стараниями был создан Музей, который он возглавил и для которого на протяжении полутора десятилетий им было сделано очень много. С 1920-х гг. был также связан с КрымОХРИСом, активно участвовал в археологической и этнографической экспедиционной работе (был организатором и руководителем многих экспедиций в Эски-Юрт, Старый Крым на Чуфут-Кале и проч.). У.А.Боданинский - один из видных крымских участников всероссийского/всесоюзного краеведческого движения. С ним была связана деятельность Бахчисарайского краеведческого кружка, Российского общества по изучению Крыма, он был членом Центрального бюро краеведения. Однако уже в 1934 г. его отстранили от работы в Бахчисарайском музее, в 1937 г. арестовали, обвинив в националистической деятельности, и весной 1938 г. расстреляли.
Сегодня имя У.А.Боданинского помнят в Крыму, в Бахчисарае, большую дань его памяти отдают краеведы, члены современного РОПИК. Его биографией и научным наследием впервые еще в 1990-е гг. начал заниматься председатель РОПИК В.Ф.Козлов. А на Двадцатых «Крымских чтениях» В.Ф.Козлов выступил с докладом «У.А.Боданинский - вехи биографии», который был проиллюстрирован слайд-презентацией с документальными фотографиями, подготовленной А.Г.Смирновой.
Второй доклад, посвященный этой теме: «Экспедиции У.А.Боданинского в фотографиях», сделал зам. председателя РОПИК, руководитель Центра Института Наследия, известный крымовед А.В.Ефимов. Он продемонстрировал присутствующим большой массив редких фотографий, запечатлевших экспедиционную работу У.А.Боданинского, его коллег, его самого, крымские памятники.
Третья рубрика программы «Чтений» включила доклады специалистов-коллекционеров, собирающих крымские фотографии и документальные открытки.
Н.Н.Драгин, коллекционер открыток и фотографий, связанных с Восточным Крымом и, непосредственно, с Феодосией и Судаком, продемонстрировал присутствующим семейный фотоальбом конца XIX - начала ХХ в., хранящийся в его коллекции, с фотографиями Феодоссии и других крымских мест, сделанные во время разных поездок по Крыму. Небольшие фотоснимки, не всегда хорошего качества, тем не менее, очень интересны: они запечатлели крымские виды, жизнь Крыма рубежа эпох, сегодня доступную для созерцания и исследования уже только благодаря сохранившимся источникам, в том числе и фотографиям.
А В.Ф.Козлов в своем выступлении «Семейный фотоальбом академика С.А.Зернова (1871-1945) и фотоальбом неизвестного летчика (1930-е гг., Южный Берег Крыма)» показал два разных фотоальбома, попавших в его коллекцию. Известному ученому, основателю гидробиологии, руководителю биостанции в Севастополе, занимавшемуся изучением Черного моря, академику С.А.Зернову принадлежал небольшого формата семейный альбом с фотографиями его родителей (начиная с 1860-1870-х гг.), сестер и братьев, его самого в разные периоды жизни, в том числе в студенческие годы, с фотографиями уже его семьи, его коллег и друзей. Эти снимки делались на протяжении жизни нескольких поколений семьи, ряд из них - в известных фотоателье Москвы и Севастополя. Этот альбом, безусловно, являлся семейной реликвией и сохранялся С.А.Зерновым на протяжении всей жизни (возможно, до времени он сберегался и кем-то из его потомков). Второй альбом, показанный В.Ф.Козловым, - полная противоположность первому - это курортный фотоальбом, запечатлевший лишь маленький отрезок из жизни (апрель и октябрь 1932 г.) обычного человека, военного летчика, имя которого вряд ли можно установить. По фотографиям с корпусами ялтинского санатория, обозначенного как «1-й санаторий БВО» (Белорусский военный округ) можно лишь предположительно установить связь автора альбома с местом его службы. Однако интересны сами по себе групповые снимки экскурсионных поездок по Южному берегу Крыма, ялтинских санаториев, фотопортреты владельца альбома на пляже, на ялтинской набережной (а также и в кругу сослуживцев по месту службы) и др. Интересен и сам альбом в целом - как свидетель одного из срезов санаторно-курортной жизни начала 1930-х гг., с одной стороны, а с другой стороны, как выразитель вкусов, интересов, повседневной культуры человека (советского военного) того времени.
Продемонстрированные Н.Н.Драгиным и В.Ф.Козловым фотоальбомы не только дали возможность участникам «Крымских чтений»погрузиться в давно ушедшую эпоху, но и наглядно продемонстрировали научную ценность фотографии как документального источника, особенно когда коллекционеру-исследователю удается иметь дело не с разрозненными снимками, а с их цельными комплексами, сохранившимися в семейных или иных фотоальбомах, что бывает нечасто.
В конце программы о крымских книжных новинках рассказал известный крымовед и издатель, представляющий Издательский дом «Коктебель», Дмитрий Лосев.
По окончании «Чтений» прошло заседание Совета РОПИК, на котором в состав Общества были приняты новые члены.
Двадцатые «Крымские чтения», завершая шестой год в жизни РОПИК, в очередной раз ярко и разнообразно показали самые разные срезы крымской истории и культуры, заострили внимание на судьбе православных святынь Крыма, на жизни и деятельности выдающихся уроженцев Крымской земли, на тех документальных свидетельствах, источниках, которые дают прочную научную основу современным крымоведческим исследованиям.
Предыдущая страница: XIX "Крымские чтения" РОПИК 19 июня 2017 г.
Следущая страница: НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ "КРЫМСКО-МОСКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ"